ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГРУППЫ ХРОНОП НИЖНИЙ НОВГОРОД
Сейчас многие великие коллективы прошлого воссоединяются и опоясывают мир триумфальными турами. Музыканты легендарной нижегородской группы «Хроноп» воссоединились и — радуйтесь, знатоки и поклонники качественной музыки — турне не предвидится, «хронопы» никуда от нас не уедут. На вновь открывшемся «втором дыхании» записан альбом, «Любитель жидкости», презентация которого пройдет 16 декабря в «Рокко». Автору настоящей заметки посчастливилось ознакомиться с «Любителем жидкости»; если говорить честно и беспристрастно, альбом вышел просто классный.
ФРАЗА
Артемий Троицкий, музыкальный критик:
— Отличные песни… Как всегда, сильные тексты!
Наш собеседник — бессменный лидер «Хронопа» Вадим Демидов.
— Воссоединение группы я определяю для себя как возвращение долгов. В свое время «Хроноп» был, пожалуй, слишком значительным событием в Горьком, но мы многим обломали кайф и надежды. Многие связывали с нами больше, чем мы смогли сделать в реальности. Поэтому мы возвращаем долги фанатам, а еще, в большей мере — себе, потому что у нас, как ни странно, до недавних пор не было альбома, которым можно было бы гордиться. Впрочем, следующий будет еще лучше.
— Вадим, почему ты, успешный известный журналист, оставил масс-медиа и пошел играть в «Паутину»?
— Потому что журналистика — жена, а музыка — любовница.
С некоторых пор я стал писать песни каждый день. Не дожидаясь прихода вдохновения, «крыльев» и прочего. Мы с Женей Прилепиным вывели формулу: вдохновения ждет только бездарь. Я просто подумал: если каждый день сочиняю по нескольку статей, отчего я не могу сочинять в день по нескольку песен?
— Кто приходил на концерты в «Паутину»?
— На мои концерты всегда ходили преимущественно девушки.
— Это нормально?
— Это отлично!
Сначала «Хроноп» был социальной, даже в чем-то злой командой. С девяностого года у нас пошли лирические песни, и в этом смысле «Хроноп» оказался прогрессивнее многих — мы исполняли чувственные вещи, с сексуальным подтекстом, а многие группы по инерции продолжали петь «за свободу» и «против совка». Сейчас у меня идут «лав стори».
Переход от «Крупской» к «Хронопу» был для меня очень сложным. За четыре года я так привык сочинять для девушек, что пару этих, переходных месяцев посвятил исключительно размышлениям.
«Хроноп» многим казался исключительно «текстовой» группой. Коллеги-музыканты считали, что мы музыку играть не умеем и играть ее недостойны. Но я лично считаю себя редким мелодистом, и вообще весь последний год живу исключительно за счет музыки — я продаю песни. Одну мою песню купили в совершенно отвратительный сериал о шоу-бизнесе, «Обреченная стать звездой».
— Каковы они, сегодняшние молодые рокеры?
— Сегодня выше планка. Все играют гораздо лучше, лучше сочиняют. Жестче конкуренция. Человек, выходящий на сцену сегодня, умеет гораздо больше, чем двадцать лет назад. Но говоря об умениях, я не имею в виду талант. Талантливых людей сегодня так же мало, как и двадцать лет назад. Как и всегда.
Если говорить о сегодняшней рок-музыке, то мне лично послушать практически нечего. Ну, «Аквариум», «Гражданская оборона», «Сплин», Земфира — для перечисления хватит пальцев одной руки. Все остальные поют не для меня. Подавляющему большинству исполнителей нечего сказать; всё — средне, ни о чем…
— Почему?
— Потому что сегодня главное на сцене — это понт. Зрителю, в свою очередь, надо, чтобы были понты и круто, а прочее неважно.
— А почему?
Сейчас делают только то, на чем можно быстро заработать, а заработать можно с помощью понтов. Потому что люди так воспитаны, что воспринимают только понты. Я имею в виду не только музыку. А настоящего всегда мало. Настоящее нужно искать.
ФАКТЫ
Предыстория «Хронопа» начиналась типичным для многих групп образом. Свободомыслящие студенты нижегородских вузов познакомились на пластиночной барахолке. В течение нескольких лет почти ежедневно встречались в центре города: сходить в «Рекорд» на Феллини, забежать на умный разговор к любителю джаза, сходить в субботу на книжную барахолку… «побазарить за Серджио Леоне» и купить у спекулянтов Кортасара.
3 мая 1985 года начался «Хроноп».
Первый альбом, «Домашний аквариум» был записан дома — на магнитофон «Маяк» за 23 дня. Первый концерт «Хронопа» состоялся в начале 86-года в баре «Бочка» «на сходке местного поэтического клуба «Триклиний», в который входили Игорь Чурдалев и его тезка Грач (поэты «Триклиния» не оставили от дебюта камня на камне). Затем был второй альбом, а осенью 86-го на первом горьковском рок-фестивале настал звездный час «Хронопа» — жюри во главе с Артемом Троицким присудило «Хронопу» приз за самую спорную программу. Затем были фестивали, победы и записи, однако по словам Вадима, все, что происходило с «Хронопом» в капиталистические времена, уже было менее интересно. «Хроноп» повзрослел… вместо того, чтобы навсегда остаться молодым. В 99-м они расстались (тут Вадим сочинял песни и играл на гитаре в группах «Замша» и «Крупская»), в 2004-м сошлись вновь. «Сороковник — возможно, идеальный возраст для обнаружения второго дыхания», — считает Демидов.
В записи шестого альбома приняли участие «хронопы» из состава 80-90-х годов: Вадим Демидов (вокал, гитара), Александр Терешкин (гитара), Павел Носков (барабаны), Алексей Максимов (бас), Андрей Малых (флейта). В качестве «специального гостя» на запись альбома был приглашен старинный друг «хронопов», не раз принимавший участие в концертах группы — скрипач Максим Поведский. Запись альбома «Любитель жидкости» проходила в нижегородской студии «Аваллон» (звукорежиссер Сергей «Гост» Мишанькин). В трек-лист альбома вошло 13 песен, написанных Вадимом Демидовым с 2004 по 2006 г.г. Кроме того, впервые были записаны в студии 4 классические песни группы, в том числе «Любитель жидкости», прославленная Сергеем «Чижом» Чиграковым.
Мария ФЕДОТОВА, «Нижегородские новости».
декабрь 2006