ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГРУППЫ ХРОНОП НИЖНИЙ НОВГОРОД
«Отчаянье и любовь», рецензия Алексея Мажаева, InterMedia
2019, Unreal/«Геометрия»
Оценка: 8 из 10
Про альбомы «Хронопа» мне обычно всё ясно заранее: будут умные и красивые песни, в которых можно расслышать каждое слово. Термины «бард-рок» и «акустический рок» к музыке Вадима Демидова не вполне подходят, хотя порой и напрашиваются. Диск «Отчаянье и любовь» отличается разнообразными и изобретательными аранжировками и вообще отменно записан — но это мало кто заметит, как не замечают музыку, звучащую в кино в напряжённый момент сюжета. Если она уместна, она незаметна; так и здесь — все аранжировочные придумки не тянут одеяло на себя, а успешно помогают текстам и музыке. Материал альбома требует от слушателя внимания и полной вовлечённости. Это, впрочем, не новость, а характерная особенность всех аудиоработ Вадима Демидова и «Хронопа». В этом смысле группа не меняется — даже несмотря на то, что меняются музыкальные привычки публики, которая всё реже может найти время на осмысление пятнадцати умных песен. Но тут уж нужно принять как данность: поверхностного слушания «Отчаянье и любовь» не приемлет; или вообще не включайте, или слушайте, как следует. В результате ждать количественного роста аудитории «Хронопу» не следует, но можно говорить о качественном росте.
Альбом начинается с красивых, почти нежных и чуть ли не романсообразных песен «Хочешь со мной», «Живём в лесу» и «Август». Вадим Демидов сразу включает обаяние и доверительные интонации, и любви в этих композициях гораздо больше, чем отчаянья. Но это, конечно, ненадолго.
— «Отчаянье и любовь» — история немолодого музыканта, который пытается надышать для себя и своих близких небольшой уголок, пригодный для проживания, — говорит Вадим. — Иногда он, не выдержав безнадёги, сбегает, но потом обязательно возвращается, — так и проходит его жизнь между отчаянием и любовью.
Музыкант этот не всегда бывает невозмутимым и романтичным, иногда эта маска сбрасывается, и контрасты настроения становятся сильным местом альбома. Рок-боевик «По мосту летел поезд» сменяется балладой «На один оборот ключа» с мелодичным припевом. Такую же пару противоположностей представляют собой бодрая «Давай ограбим банк» и красивая «Где та река». В середине пластинки звучит песня «Ну и зря боялась», текст которой написан от лица задержанного на протестном митинге юноши, который говорит со своей девушкой, сидящей в том же условном автозаке. Это одна из лучших вещей альбома — Демидов
предпочитает философские размышления острой социальщине, но тут у него получилось зло и точно, но при этом оптимистично.
Наименее же удачной песней мне показалась «Спасать солнце»; там говорится о последнем недобитом романтике, который отправляется в путь, чтобы спасти Солнце. В принципе, это довольно верно описывает творческое кредо Вадима Демидова, но почему-то разочаровывает то, что он решил объяснить это столь прямым текстом. А как же покопаться в образах, пройти квест в поисках сути? В «Гибких людях» такой возможности у публики тоже нет, но эта песня ближе к рок-н-ролльной эстетике, где сильно умничать и не след. А вот про недобитых романтиков хотелось бы услышать чего-то потоньше.