ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГРУППЫ ХРОНОП НИЖНИЙ НОВГОРОД
То, что наконец-то сделали сайт и выложили туда новый и старый «Хроноп» — это чудо просто. Мне так хотелось где-нибудь найти старые альбомы, было досадно и за группу обидно, что она как бы канула совсем и никто о ней не узнает уже, а тут — целый сайт с новыми и архивными записями. Теперь напишу о своих впечатлениях — думаю, что, как любому автору, вам будет хоть немного интересно. Впечатления, естественно, субъективные, поэтому я уж не буду везде делать сноски и оговорки вроде «по моему мнению» или «мне кажется».
Топот мух (88 г.) — отпечаток удивительного времени. Самые сильные, на мой взгляд, вещи — Площадь Свободы, Мама, и, само собой, Я на стуле сижу. Последняя вещь мне когда-то попадалась на жуткого качества видеокассете с Подольского фестиваля, и ещё тогда запомнилась очень сильно — настолько, что весь остальной видеоряд я помню крайне смутно, а вот это «смотрю, не идёт ли кто» оказалось очень близко мироощущению и не забывалось до сих пор (хотя записи у меня не было). Для меня эта вещь стала одним из ориентиров для собственных песен, как и «Португальские женщины» — вроде бы песни неяркие, вроде бы ни о чём, но внутренне гармоничные и настроенческие. Сейчас, из 2007-го года, не понимаю, почему «Хроноп» так и не стал действительно популярным тогда — возможно, вы были слишком эстетскими и слишком человечными одновременно, а эта ниша уже была занята «Аквариумом».
И вы были чуть более непросты, чем это приемлемо для общего признания. На «Топоте Мух» при всей мягкости акустики чувствуется очень сильный заряд, то, что называется «энергией молодости».
В том Хронопе было больше свободы, смелости, непосредственности. Как будто человек раскидывает руки навстречу небу. Песня «Мама» — не записать ли её двадцать лет спустя? Может, заменить Стаса Намина на какого-нибудь соответствующего персонажа?
Три бонуса с вертушкой — очень неплохи, отстранённый голос на фоне холодной подкладки — если бы в то время удалось записать альбом с таким звуком, было бы очень интересно. «Петербург» — ну очень жаль, что только один куплет. Нет ли где черновых хотя бы записей? И вообще — неужто вам жалко или неловко выложить другие архивные записи, песни, не вошедшие в альбомы, ранний материал — «Серые Простыни», «Холден Колфилд» ? Сделали бы отдельный раздел с пометкой «для особо интересующихся» :).
«Здесь и сейчас» (90 г.) — любимая пластинка, не надоедает уже который год. Опять — таки, атмосфера времени, «Адидасом растоптанный город», совершенно невозможные аранжировки и тексты и то, что всегда Хроноп выделяло — ощущение какой-то загадки, вещи в себе, в которую надо вслушиваться и понимать. Кстати, один из явных минусов, который мне видится в ваших песнях последнего времени и в «Любителе жидкости» — это упрощение, не только музыкальное, а упрощение в целом. Пропадает ощущение Хронопа, как некой загадочной единицы из загадочного пространства — теперь Хроноп живёт на соседней улице и говорит простым русским языком, а это скучнее. Доступнее, но когда всё сразу понятно — это уже не так интересно. Это сознательно делается или это естественный возрастной процесс, от которого никуда не деться?
«Легче воды» (91 г.) — не так цельно, но некоторые вещи просто не с чем сравнить — настолько это в плюс отличается от всего, что было сделано в «русском роке». «День» — я не знаю аранжировки лучше. Какая там флейта! Какой там бас! Гитара на интро! Ритмическая сетка! Текст! Развитие и перекличка флейты с гитарой! Вся песня — прозрачная, несмотря на то, что инструментов много. «Костёр», «Женщины», «Вода» — тоже. И мелодика у вас, Вадим, была такая смелая, что сейчас от вас такой и не дождёшься, а жаль… Вообще, отдельно про флейту — я не спец, но такой флейты я нигде не слышал. Нехипповая, сильная, уверенная. Нераспыляющаяся по пустякам. В последней «Когда ты курила» — тоже очень хороша. Спасибо флейтисту, это просто магия какая-то. Бас — а я немного играю на бас-гитаре, тоже лежит за рамками моих представлений о человеческих возможностях. Техника и очень нестандартное мышление. Очень интересно, какую музыку слушает Максимов ?).
«Где-то в Европе» (95 г.) — ещё не вслушался толком, но в лирике уже заметна тенденция к упрощению, к «бытовым историям», а в музыке — громкие жёсткие гитары и странные размеры, действительно в духе King Crimson и Бэлью. Воздуха, прозрачности становится меньше, но шагом назад тоже не назовёшь. Опять-таки, жаль, что несколько вещей было потеряно. Вам-то как было жаль тогда, я представляю…
И последняя пластинка:
Во-первых, как-то неоправданно называть «Любитель Жидкости», выглядит, как дешёвый ход для узнаваемости, а ведь это одна из самых слабых песен на пластинке — как её не играй, она достаточно пустая, вы же сами говорили, что она в число любимых не входила никогда.
Во-вторых, две песни с ностальгическими интонациями, от лица поколения «за 40» — они действительно уместнее смотрелись бы в исполнении Чижа или Чернецкого (имею в виду «Напиваются» и «Всё меньше«). Не то чтобы тема не близка, а просто кажется, что это две самые неудавшиеся песни альбома.
В «Напиваются» припев — нравится, а куплеты всё-таки режут слух. Возможно, потому что мне ещё всего 27?
«Когда ты курила» — очень цеплючая вещь, привязывается, начинаешь напевать и кому не ставлю, все говорят: «Ну-ка, ну-ка, что это? Это чья такая приятная вещь?» Ещё раз отдельное спасибо флейтисту. Он там вроде бы ничего сложного не играет, но всё очень к месту и звучит удивительно хорошо. «Двое» — тоже в стиле, только там, где «значит всё-таки простила» странно звучит переход на речь. Очень удачное начало — «Спал и проспал» — и по тексту, и как мелодическая вступительная фраза вообще. Фолковые скрипки — к месту очень.
«Лётчик» — как -то малость пошловато, но всё равно скорее плюс. Опять удивительная флейтовая подкладка.
«Напиваются» — может было бы мне 40, было бы ближе. А так — вопреки аплодисментам Чижа и Чернецкого, этот кусок русской народной депрессии мне кажется на фоне остальных вещей явной неудачей. Чижу и Чернецкому такие песни как-то больше идут, а вам — как-то не очень.
«Девочка – драма» — мэйнстрим со знаком плюс. Как сказала одна девушка при прослушивании ваших акустических сольников : «когда песен- историй две-три, это интересно, это подкупает, думаешь — а что за песней стоит, какая реальная история? А когда их уже десятки, таких песен с сюжетом, к автору доверие теряется, как будто он эти истории штампует, как сценарист».
«Когда порвутся джинсы» — вот это хоть сейчас на радио вместе с «Когда ты курила». Несмотря на простоту, по энергетике и стилю просвечивает старый Хроноп. Это приятно. И вообще — на пять с плюсом. И вот это «дждждждждж» — очень здорово.
«Лежу на луне» — вы пишете, что с этой песни и начался ренессанс Хронопа. Тёплая. Обаятельная. Но вот это наполнение текста реалиями компьютерного века (которое и в других песнях часто встречается) иногда выглядит как сознательная (впрочем, достаточно удачная) попытка успеть за временем и выглядеть современно.
«На первом этаже» — я сейчас правда, (без кокетства), слов не найду, чтобы сказать НАСКОЛЬКО мне нравится. Подобрал и пою девушке и друзьям. Но эта версия — она всё-таки традиционно достаточно сделана. А в варианте «Лучше Поздно» — она такая атмосферная, там её суть намного сильнее, максимально, наверно, раскрыта. То есть в варианте Хронопа это просто баллада такая, исполненная с традиционным подходом к записи негромких песен. А в «Лучше Поздно» сделано намного смелее и сильнее — там такой чувственный минимализм, очень всё живое.
«Не певец» — ну, что тут скажешь? Разве что подписаться? ?). Спасибо. Про bog.ru — находка.
«Секс» — очень настроенческое начало, очень и очень. Да и песня вообще. Баланс между серьёзным и иронией — идеальный. Да, самая «нехроноповская». Но имеет полные права на альбомное место.
«На свободу» — не знаю, как в варианте просто под гитару, но с этим басовым ходом очень и очень смотрится. Про единорогов, «легки, свободны, других и не бывает во снах» — замечательные строчки. Женский бэк на припеве сразу вызывает ассоциации с разными дуэтами в формате «Нашего радио» и мне не нравится. Очень жёсткий голос у женщины.
«Там, где падают ангелы» — хорошо! Если слушать много сольников Демидова, то опять может проснуться некий скепсис по поводу песен — любовных историй, которые у него в таком большом количестве выходят из под пера ?). А если слушать просто альбом Хронопа — то чертовски хорошо!
«Вернись» — а если бы из этого сделать не такой традиционный романс с ноющей скрипкой, а этакий трип-эмбиент-романс с капающими минималистскими клавишами и вязким синти-басом? Было бы интересно…
«Я на стуле сижу» — вот это подарок. Вневременная песня..) Спасибо! К сожалению, один из самых сильных текстов в альбоме. Ещё ТЕМ хроноповским языком написано.
«Я повешен» — наверно, типичная для нынешнего Вадима Демидова. Песня-история, Love-story, немного юмора, немного игры словами, мотивчик приятный. Универсальный поп-рок — можно отдать хоть группе «Сплин», хоть группе «Звери». Что лично для меня не является хорошим признаком. Хотя в целом песня нравится.
Последний альбом уже очень радийный, это на порядок лучше и качественней всяческих продуктов «Нашего Радио». Сейчас, когда очень большой процент музыки делается либо по стандартным рок/поп схемам и рецептам, либо в подражание модным течениям, вы пока ещё можете делать настоящее. Старый Хроноп мне нравится больше, но вряд ли люди будут активно покупать старый Хроноп. А новый — будут, я в этом практически уверен. Но постарайтесь не потерять остатки собственной изобретательности и музыкальной и текстовой смелости.
Александр Савельев апрель 2007 г.