ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГРУППЫ ХРОНОП НИЖНИЙ НОВГОРОД
Сегодня — знаменательная дата для всех настоящих ценителей отечественной рок-музыки. Тридцать лет назад пятеро горьковских музыкантов решили записать дома у одного из них альбом «Домашний аквариум», в немалой степени, как ясно из названия, навеянный творчеством Бориса Гребенщикова. Так 3 мая 1985 года возник Хроноп, впоследствии не раз названный «самой великой из неизвестных групп русского рока».
За три десятка лет коллектив распадался и воссоединялся, кардинально менял репертуар и обрастал сайд-проектами. О его истории можно было бы написать объёмную и увлекательную книгу, которая, так или иначе, стала бы энциклопедией всего русского рока. Однако Kroogi в день тридцатилетия уникальной нижегородской группы не стали заниматься её историографией, а поговорили с лидером и солистом «Хронопа», музыкантом и литератором Вадимом Демидовым.
— «Хроноп» никогда не имел громкой популярности у широких народных масс, но всегда был и остаётся высоко ценимым и уважаемым в, как принято говорить, узких кругах знатоков. Как вы объясняете этот феномен? Это удел всех, кто пишет «интеллектуальную музыку»? И стремились ли вы когда-то к всенародной известности?
— Конечно, в начале 90-х, когда у «Хронопа» вышел винил на «Мелодии» и группа участвовала во множестве фестивалей, мысли о некоторой степени известности посещали. Но нужно было играть незамысловатые вещи вроде тех, что у «Чайфа», а мы, наоборот, в середине 90-х ушли во всякие заумные вещи, сочиняли песни с кривыми размерами 5/8 и 5/4. Ну и, разумеется, наша аудитория не была готова к такому. Ведь среди любителей рока не так уж много интеллектуалов.
А в середине нулевых меня потянуло играть музыку более простую, чем, собственно, «Хроноп» и занялся (правда, всё равно с каждым альбомом мы чуть-чуть усложнялись). А мыслей о всенародной известности уже как-то не было. Это просто хобби, и хобби красивое.
— Вы были свидетелями и отражением развития российской музыки на протяжении нескольких десятков лет. Ваш стиль менялся вместе с тем, как менялась эпоха, вы расходились, воссоединялись… Вам никогда не хотелось составить что-то вроде музыкальной энциклопедии «Русский рок глазами «Хронопа» — и через призму одной группы показать, чем были эти тридцать лет для отечественной музыки в целом?
— Думаю, что наша дискография и есть такая энциклопедия. Мы начинали с акустических баллад, потом играли нечто гитарное в духе U2, потом ушли в арт-рок, успели поиграть и простенькие вещи а-ля «Наше радио». Впрочем, уверен, что в любой ипостаси мы узнаваемы. И «хроноп-рок» — вполне себе музыкальный термин.
— Вы пережили многие группы с куда более громкими, чем у «Хронопа» именами, и подошли к юбилею в отличной форме: ваш последний релиз «Сейчастье» заслужил лестные отзывы критиков (и не только российских). Это говорит о том, что ваш творческий потенциал за три десятка лет далеко не исчерпан. Какие планы на следующие тридцать лет?
— К сожалению, сразу же после презентации «Сейчастья» из группы по семейным обстоятельствам ушли двое ключевых участников, и до сих пор замены им я не нашел. Поэтому вот уже год группы не существует. Хотя песни сочиняются. И я еще не потерял надежду воссоздать «Хроноп». Просто в связи с развалом группы немного переключился на другие вещи: издал вторую книгу стихов, написал роман. К тому же много занимаюсь изобразительными вещами – клею коллажи, рисую акрилом. На фейсбуке веду просветительский проект — выкладываю работы моих любимых художников.
— А что вы пишете сейчас? Говорят, скоро выйдет ваша новая книга сказок для взрослых?
— Последние 4 месяца я писал очень важный для меня роман. Он о том, как мы жили в году 2014-м. Сейчас он уже в типографии. Так что это проект подошёл к концу, чему я очень рад. А следующим будет издание сказок о животных. Сказки я писал последние три года. Сейчас их уже двадцать.
Они довольно романтичны. Хотя и хулиганства там достаточно. Сейчас я занимаюсь их окончательной редактурой. Не позже осени они увидят свет.
Есть ещё один «долгострой». Прошлой весной мне пришла в голову идея перезаписать альбом «Песни бронзового века» 2007 года. И всё лето я переписывал вокальные дорожки. В отдельных треках стали изменять партии инструментов. Я полагал, что новая редакция будет готова к Новому году, но вот уже май, а проект всё ещё в работе. Но всё же рассчитываю, что летом «Бронзу» мы доделаем. Обещаю, что звучать он будет прекрасно.
— Недавно в Москве состоялся приуроченный к юбилею «Хронопа» ваш концерт-квартирник. Как всё прошло, кто пришёл, какие у вас остались впечатления?
— В Москву с песнями я стараюсь выбираться примерно раз в полгода. Но, пожалуй, этот квартирник был самым проникновенным из моих последних выступлений. Во-первых, он длился не меньше 3 часов. Во-вторых, я подобрал песни из всех хроноповских эпох – от самых первых до сочиненных в этом году, откопал то, что не пел десятилетиями. Третье — я не только пел, но и читал сказки и стихи из последней книжки. И, пожалуй, сказкам аплодировали едва ли не громче, чем песням.
— А кто сейчас ваша аудитория — ваши ровесники, те, кто начал слушать вас ещё в 80-х, или ровесники «Хронопа» — те, кому сейчас в районе тридцати?
— Тут стоит говорить не о возрасте, а о схожем мироощущении. Думаю, «Хроноп» любят романтические натуры. А таковых можно обнаружить в любом поколении.
— И где эти романтические натуры смогут вас послушать в этом сезоне?
— В мае у меня два акустических концертика в Нижнем. Первый пройдёт прямо 3 мая, в день 30-летия «Хронопа». Второй – 30 мая, в дате тоже обыгрывается юбилейная история, и этот концертик хочу назвать «Похмельем после юбилея». Больше ничего не планирую. Хотя пора уже альбом новый начать записывать…