ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГРУППЫ ХРОНОП НИЖНИЙ НОВГОРОД
Московский наркополицейский Кротов, в душе либерал-западник, не поддерживающий российские действия на Украине, волею судеб попадает на работу в нижегородский отдел ФСБ, сотрудники которого занимаются мышиной возней, мониторя фейсбуки пятидесяти местных оппозиционеров и присваивая им баллы лояльности и нелояльности. Когда это уже кажется пресным, то с подачи мучающегося от своей двуличности Кротова решают открыть ресторан «За Сталина!», чтобы выявить новых либерастов и подпиндосников. Результатом, разумеется, становится локальная буря, быстро перерастающая в нечто более серьезное, — странно, что в романе не появляются московские журналисты, это серьезное сюжетное упущение. Еще здесь играют важные роли слабоумный брат Кротова, говорящий стихами, ФСБшница Мелисса, прелестям орального секса с которой посвящено две страницы, и канализационные насосы. Все это новый роман Вадима Демидова, лидера нижегородской рок-группы «Хроноп», чью предыдущую книгу «Сержант Пеппер, живы твои сыновья!» RS рецензировал несколько лет назад.
Герои изъясняются пародийно-посконным языком в духе позднего Сорокина, стучат друг на друга, как в «Списанных» Быкова, любят и ненавидят Прилепина, переписываются в фейсбуке, как персонажи «Шлема ужаса» Пелевина (и даже две уличных собаки тут похожи не то на Пелевина и Сорокина, не то на Некрасова и Толстого), — словом, мотором романа Демидова вновь оказывается литературоцентризм, а крутится этот неновый мотор за счет бензина свежей оголтелой пропаганды и рефлексии. Украинская война подбросила мастерам культуры обоих идеологических фронтов свежих дров, и Демидов сумел этим воспользоваться. Один журналист недавно придумал хорошее жанровое определение — «пост в стиле русского фейсбука»: сразу понятно, о чем идет речь, и кто только в этом стиле не высказывался по любому поводу. Вот Демидов и занимается стилизацией того, что по-английски называется shitstorm, в каковом шитсторме многие проводят свою жизнь. Стилизация удачная, высвечивающая тоскливость той виртуальной гражданской войны, в которой, по мысли ФСБшника Кротова, все мы пребываем: если у Пелевина суетой людских мозгов незримо правят различные божества, то здесь в их ролях — не верящие ни во что платные тролли в замызганных кабинетах. Впрочем, заканчивается эта пелевинщина в духе Ионеско.
Подкупает в этой книге наличие речевых маркеров времени вроде «ватник», «майдаун» и «крымнаш»: всегда кажется, что, попав из бесплотных окон соцсетей на книжные страницы, такие маркеры как бы цементируются, становятся весомыми свидетельствами эпохи. Тут есть и несколько безусловно удачных находок (признание в любви «Я тебя лайкаю» и сектантка Святая Матрена, которая занимается «лечением либералов»). Словом, роман, который «работает» — от сочетания контекста и проверенных литературных приемов; достойно прочтения.
Вадим Демидов
Книгу «Яднаш» можно купить на Ozon.