Логотип Хроноп
Copyright

Перепечатка и другое использование любых материалов с этого ресурса разрешено только при условии указания источника ХРОНОП.РФ и гиперссылки на http://www.hronop.com/

Вадим Демидов вКонтакте
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГРУППЫ ХРОНОП НИЖНИЙ НОВГОРОД

Выпей яду (рецензия на «Яднаш»)

Испивши яду, по волосам не плачут.

 

НЕВЕРОЯТНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, ИЛИ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

Наверно это будет одна из самых странных моих историй.

 

Представьте себе ситуацию. Есть человек, у него семья, работа, или что там у людей вместо семьи и работы еще бывает, одним словом, некое место в жизни. Он знает, кто он, где он находится и примерно с каких пор.

 

Он обладает именем, имуществом и документами, и ни малейшего повода сомневаться в реальности собственного существования у него нет. За вычетов мотивов разве что философских и почти буддистских.

 

И вдруг, в один прекрасный день он узнает, что все это ложь.

 

Он узнает, что он всего лишь персонаж романа, живущий на страницах книги, одной из бессчетного множества книг, и все что с ним происходило и произойдет, вся жизнь, мечты и планы, все представления о себе…

 

Все это лишь на бумаге.

 

Так вот, уважаемые дамы и господа, именно такая коллизия и случилась недавно со мной, и это черт возьми совсем не метафора.

 

Открылась же вся правда, когда я, еще полагая себя реально существующим человеком живущим в реальном мире, открыл роман Вадима Демидова «Яднаш» и погрузился в его увлекательные перипетии.

 

Да-да, именно так и пишется: яд-наш, слитно.

 

Автор, дивный наш писатель, поэт и рок-музыкант, стремительно и дерзко перейдя в жанр постмодернистской прозы, описывает в нем коллизии, повадки и нравы местной интеллектуально прогрессивной тусовки.

 

Там, среди прочих героев, живу и я… и должен сказать, это очень странное чувство, о существовании коего я даже не помышлял. Странность его к тому же усугубляется тем, что где-то в середине книги меня убивают.

 

Далее действие романа, нисколько от моей смерти не потеряв, а в чем-то даже и выиграв, стремительно катится дальше.

 

И теперь я, давно уж мертвый, сижу и пишу это.

 

Роман представляет собой текст невероятного и совершенного нового жанра. Это Роман-донос, или Роман-в-доносах, и написан он большей частью от лица сотрудников местного регионального Центра контроля лояльности.

 

Эти доблестные офицеры полиции тратят свою жизнь на то, чтоб наблюдать, мониторить и выявлять настроения в обществе, прежде всего средь медийных и знаковых фигур, присутствующих в публичном поле.

 

Так что, большая часть нашей, да и их собственной жизни предстает в виде бесчисленных рапортов, протоколов и агентурных донесений.

 

Друг на друга они тоже постоянно стучат.

 

Действие романа катится неторопливо, как камень с горки, постепенно все больше ускоряясь и подпрыгивая самым непредсказуемым образом.

 

Первый скачок происходит, когда размеренная и слегка нудная жизнь местной тусовки напарывается на камень, точно брошенный в их огород. Этим камнем стало открытие ресторана «Сталинская дача».

 

Событие это, имевшее место за год до выхода романа, многими было принято как плевок, став предметом споров и публичных акций.

 

Автор раскрывает нам его подлинную подоплеку.

 

Не стану пересказывать сюжет, но в романе все это приводит к тому, что я оказываюсь безжалостным террористом, и совершаю теракт против означенного заведения, бью в самое сердце русского духа…

 

Компанию мне в этом составляет замечательный Гера Князев, известный в нашем городе предприниматель, владеющий сетью аптек.

 

Естественно: нам ведь человечка убить — что плюнуть.

 

Так вот, по сюжету нас конечно сразу ловят… но мы люди ушлые, со связями и сильной юридической службой, так что предъявить нам ничего не могут.

 

Сверху приходит команда, и едва отпустив, нас сразу же похищают сотрудники специальной группы, созданной для устранения членов радикальной оппозиции, созданной по аналогии с некогда знаменитой «Черной Стрелой».

 

Нас ликвидируют, тел не находят.

 

Впоследствии распространяется слух, что я не умер в улетел. Рассказывает эту историю под страшным секретом один из честных ментов, который видел…

 

В конце слух подтверждается. Что не удивительно, учитывая тот факт, что в романе у меня прозвище «Ангел»… хоть я и не придавал никогда особого значения тем двум смешным штучкам у себя за спиной.

 

Но надо же, пригодились.

 

Кстати, и подельник мой тоже спасся, ибо живем мы с вами в стране, где борцы за свободу обретают крылья и парят словно птицы.

 

Но это будет потом, в самом конце.

 

Тут текст подпрыгивает в первый раз, и далее скачки его становятся все более дерзкими. Реальность меняется, на глазах рассыпаясь и стремительно обращаясь в причудливую и жуткую фантасмагорию.

 

Мир искажается и вскоре рушится по всему фронту.

 

Входит в силу секта Космических Коммунистов, с помощью молитв и магических ритуалов пытающихся оживить мумию Ильича и возродить Советский Союз. Им удается вступить в контакт с инопланетным разумом.

 

Чудовище из летающей тарелки, с помощью их магии совершает побег из охраняемого правительственными агентами ангара, и убивает своих освободителей.

 

Центральную улицу переименовывают в Проспект Сталина.

 

По свежепереименованному проспекту движутся шествия торжествующих народных масс с хоругвями и святыми мощами.

 

На площадях жгут чучела либералов, писателей и всяких прочих умников. Мое чучело тоже сжигают, сопровождая это радостными криками и здравицами в честь товарища Сталина. Русский народ пляшет в праздничном хороводе.

 

Минздрав признает либерализм и стремление к изучению иностранных языков формами психической патологии. По всей стране создаются группы, где люди помогают друг другу изжить эту позорную болезнь.

 

Церковь благословляют вирусы, созданные чтоб разрушить компьютеры врагов народа. Ясновидящие объясняют бесовскую природу свободы.

 

Дух Сталина вселяется в безумного бомжа.

 

Бомж становится талантливым рэпером, и читает на площади патриотические воззвания в поддержку действующей власти.

 

Но это лишь начало.

 

Следом настает время мутаций.

 

Возможно, наш дерзкий теракт, нацеленный в сердце Русского Мира, сместил космическое равновесие, или все началось задолго до нас, или может Природа решила устроить окончательное решение русского вопроса.

 

Люди начали меняться, стремительно, сами не замечая и принимая как должное. Так же, как принимают они все странное и дикое, что творится в них. Так, как принимают безумие, что давно уж кипит вокруг.

 

Одни, и их было подавляющее большинство, стали превращаться в мышей. Другие, немногие, обрели птичьи крылья.

 

Метафора стала кожей.

 

Суждение о разделенном народе: нашем, родном, русском – давно, а может и изначально разделенным на нацию вольных людей и нацию послушных, трусливых и озлобленных на весь свет рабов, стало явью.

 

Одни, вороватые, склочные и злые, стали тем, кем были по сути. А скрытое в их подлой душе проросло плотью, хвостом и шерстью.

 

Те же, кто сохранил себя, стали гордыми русскими орлами.

 

Орлы были наделены мощным клювом, и могли охотиться на мышей. Кружить в прекрасной и волнующей тишине небес, свысока взирая на мелкую мышиную возню, вечные склоки и омерзительный писк…

 

А затем, резко спикировав, одним ударом убить обреченную добычу. И стремительно унести в сильных когтях.

 

Но они предпочли улететь.

 

Народ проводил их отлет довольными криками.

 

Их уход выбивает последнюю опору из-под реальности русской жизни. Входит товарищ Сталин и неспешно закуривает свою трубку.

 

Страна сворачивается в трубочку и падает в черную дыру, точнее в мышиную нору, и ни одна баллистическая ракета не может покинуть ее горизонт событий и нанести вред столь ненавистному мышам внешнему миру.

 

Ничто больше не напоминает нам о такой стране как Россия. Разве что отчаянный и полный напрасной злобы писк из-под земли.

 

А орлы теперь живут средь людей, и порой играют с ними.

 

Прекрасные и слегка мертвые.

 

Вот и я сейчас, судя по всему, кружу где-то там, в нескончаемой вышине, оставив тело, и лишь изредка спускаюсь, чтобы поиграть тут в людские игры.

 

Иногда я даже клюю какую-нибудь прелестную мышь.

 

По старой привычке.

 

И еще…

 

Я не имею возможности дать вам ссылку на текст романа, ибо в интернете его нет, так что размещаю тут лишь вид обложки.

 

Зато, вы можете послушать песни его автора.

 

Они не хуже.

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ, ИЛИ ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

А теперь поговорим серьезно, без дураков.

 

Выпей яду – заголовок данной статьи не является призывом к суициду и представляет лишь аллюзию на название романа Вадима Демидова.

 

Более того, автор убежден что жить стоит долго, особенно коль живешь в столь непредсказуемой и изменчивой стране как наша. Тогда вы сможете многое понять и увидеть, в том числе вещи абсолютно невероятные.

 

Такие, перед которыми отступит самая смелая фантазия.

 

Яднаш – название романа Вадима Демидова представляет парафраз на слоган «Крымнаш», ставший за прошедший год именем нарицательным.

 

Таким образом, как мне представляется, автор романа не просто показывает нам некую «ядовитость» проглоченного нами недавно куска соседской земли, явно не пошедшего впрок и весьма опасного.

 

Но и предлагает нам сложную метафору.

 

Она имеет несколько слоев.

 

Первый слой в том, что народ наш русский ведет себя как голодный, или недавно голодавший человек, что в сущности вполне понятно. И он судорожно пытается наестся, заглатывая все до чего достанет рука.

 

Он хватает и ест впрок, без разбора, и все не может остановиться.

 

Вот он проглотил Крым, но ничуть им не насытился – а тема Крыма и украинской войны присутствует в романе неотступно. Вот он уж мечтает о новых территориальных захватах, столь же напрасных и вредных.

 

Вот он глотает теорию переселения душ, летающие тарелки и ясновидцев, гадания на кофейной гуще и веру в космический коммунизм, мечту об империи, астрологию и теорию расового превосходства.

 

Средь проглоченных монстров есть и товарищ Сталин.

 

Сталин – как вишенка на торте. Логичная и вполне естественная вершина этого пиршества безумных приобретений и идей.

 

Наш народ, пребывая в растерянности от открытого ему огромного мира, долгие годы скрывавшегося за железным занавесом и оказавшегося совсем иным, хватается за Сталина как за последнюю соломку.

 

Он принимает его как надежду. Как миф об утраченной великой стране, которой никогда не было, о прекрасной земле и будущем человечества, к которому вели нас все эти бессмысленные чудовищные жертвы.

 

Но Сталин оказывается ядовитой пилюлей.

 

Это второй слой предложенной нам метафоры. Сталин как яд, как отрава, в силу трагической ошибки принятый за сытную пищу.

 

Стоит вам начать играть с его тенью, его именем, его памятью – как вы пробуждаете то бесконечно страшное, лютое и адское зверство, что с ним связано. Даже если вы просто хотели слегка подзаработать.

 

Слова и идеи, это кое-что больше чем просто слова. Собака лает, ветер носит, но логос мистическим образом изменяет нас, и всякое слово рано или поздно прорастает плотью. Порой это плоть людоеда.

 

И вот уж не вы едите его – а он пожирает вас. Он, древнее зло, до срока спящее в каждом. Он оживает, и прогрызает нас изнутри.

 

Мы становимся тем, что мы съели.

 

Наши тела состоят из тел существ, что мы приняли в пищу, а наше сознание, а вслед за тем и повседневная жизнь состоят из идей, нами усвоенных.

 

Так болезненные химеры, проглоченные нами и не осознанные, не подвергнутые анализу критического ума, овладевают людьми, превращая в чудовищ. Изменения подспудны, и постепенно могут стать необратимы.

 

Это третий слой предложенной нам метафоры – слой рассмотрения бытующих в обществе массовых представлений и идей: ментальных ядов, поданных автором в заостренно-гротескной и подчеркнуто броской форме.

 

Однако ни одна из них не создана автором, не выдумана и не изобретена. Все они честно заимствованы им из окружающей жизни.

 

И это пожалуй самое страшное.

 

Но более устрашающий, удивительный и тайный уровень метафоры, лежащий за ними, переворачивает все привычные мысли.

 

Здесь автор обращает слог от обличения общественных язв к нам, к нашему собственному гражданскому и человеческому естеству, и вынуждает нас принять ответственность за нашу личную судьбу и участь страны.

 

Он объясняет, что яд наш – буквально наш.

 

Он наш не только потому, что мы принимаем его, алчно пьем как молоко Родины-матери, но потому что сами производим его. Мы – авторы своего яда, мы ядовиты как змеи, и сами творим свой внутренний ад.

 

Мы, а не безымянные злонамеренные внешние силы. Автор показывает нам фабрики по производству яда. Они внутри нас, как на ладони.

 

Теперь нам не увильнуть, не отлежаться в тени.

 

Мы пойманы, и нам решать.

 

Крылья — столь же сложна и предложенная нам метафора крыльев.

 

Крылья, это не только привычный знак непреклонной свободы и высокого полета дум, но и способность подняться над плотью.

 

Узреть мир в его целостности, встать над интересами племени и рода, восстать над собой. Почувствовать нечто более высокое и важное, чем твоя повседневная жизнь в ее малом масштабе, и отдать себя ему.

 

Но в христианстве известно, что обрести их, стать причастными к роду ангелов и птиц, можно лишь пожертвовав собой. Совершить действие, идти на риск – а не тешить себя робкой мечтой о внутренней свободе в своей норе.

 

Если вы не готовы стоять на своем, рисковать всем что дорого, то простите, никаких крыльев у вас нет. Тогда вы просто мышь.

 

Вам остается лишь возмущенно пищать.

 

И вот что еще.

 

Я знаю автора романа как счастливого человека. Талантливого музыканта и поэта. Поэтому, уберите пожалуйста ваши доморощенные психологические интерпретации. И молчите лучше о так называемых проекциях.

 

Потому что если счастливый человек, реализовавший себя в деле, говорит что вы мыши – дело скорей всего не в нем, а в вас.

 

Если же вы орлы… то вы знаете, что делать с крыльями.

 

Вам теперь с этим жить.

 

ДРУГИЕ ПРИМЕЧАНИЯ, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И МЕСТА ДЕЙСТВИЯ

 

Прежде всего, стоит исследовать место преступления.

 

Сталинская Дача – ресторан, открывшийся в нашем городе год назад, на волне ура-патриотической эйфории от обретения Крыма.

 

Многие спорили, имеет ли здесь место глупость или преступление: то есть, это подлость отдельно взятых специалистов по пиар-технологиям, решивших нажиться на народном безумии, или сознательное зверство.

 

Автор предлагает нам крайне занятную версию произошедшего, на мой нынешний взгляд совершенно невозможную — и от того, абсолютно правильную и точную. Но пересказывать ее я вам здесь не стану.

 

Возможно, вам все же удастся достать роман.

 

Террористический Акт – автор данной статьи в реальном мире не поддерживает идеи политического террора.

 

Хоть в романе я выведен безжалостным террористом, прячущимся под видом коуча, лица помогающей и вполне мирной профессии. Впрочем, романисту виднее, и многое в моей личности он узрел крайне точно.

 

Тем более, ряд моих выступлений и статей, в том числе о странных чувствах моего народа к мистеру Сталину, и о нынешней власти, многие и впрямь воспринимают как теракт. Как покушение и подрыв народных святынь.

 

Так что, это еще одна прекрасная метафора.

 

Космические Коммунисты – не метафора, а реально существующая в России религиозная организация. Часть нашего духовного пейзажа.

 

Ее адепты утверждают, что учение передано им с далеких звезд, от развитых цивилизаций, построивший коммунизм, с помощью астральной связи. Молятся основателям компартии и первым советским космонавтам.

 

Злые языки утверждают, что они практикуют ритуальный секс с целью зачать детей-индиго, призванных стать скафандрами для душ Космических Учителей, что перенесутся на Землю с других прогрессивных планет.

 

Роман содержит подробные описания ряда таких мистерий.

 

Центр Контроля Лояльности – специальное подразделение при Центре «Э» — Центре противодействия экстремистской деятельности.

 

Должен заметить, что сегодня в России существует такое число спецподразделений и правоохранных служб, что не ясно, какие из них существуют на самом деле, какие уже упразднены, а какие выдуманы.

 

Так, сотрудники дорожной полиции часто бывают в полной прострации, когда очередной нарушитель правил тычет им в лицо странного вида корочкой с гербом, печатью, и названием некой особо секретной службы.

 

И кто разберет, есть она или нет.

 

Черная Стрела – специальное подразделение ФСБ, официальное название Отряд «С», или «Стрела», существовавшее в 90-е годы.

 

Создано по образцу известных отрядов Альфа, Вымпел, Каскад, Кавказ, и ряда других. В отличие от них применялось внутри страны для ликвидации видных представителей организованного преступного мира.

 

Было расформировано в начале нулевых, после отказа части офицеров исполнять приказы по устранению лиц, не связанных с бандитизмом. Никаких официальных документов о существовании группы нет.

 

Впрочем, все это лишь легенда.

 

Мутации – теория психогенеза, заимствованная автором романа из окружающего духовного пейзажа и крайне в нем популярная.

 

Согласно ей, геном связан с психикой через бессознательное, и может быть трансформирован усилием воли опытного мага-оборотня, либо измениться сам, вследствие изменений в коллективном бессознательном народа.

 

Естественно, к реальной науке это не имеет ни малейшего отношения, но идея сама по себе весьма привлекательна. Я бы даже не отказался, чтоб все это в той или иной форме когда-нибудь оказалось правдой.

 

И тайное станет явным.

 

Ангел – как я уже писал, в романе я не только террорист, но и ангел. Должен сказать, это бесконечно странное чувство.

 

Впрочем, в стране где улицы и площади носят имена террористов, разбойников и убийц, это отождествление вполне логично. Хотя, многие наверняка представляли ангелов совсем иначе, да и я еще в сомнении.

 

Но голливудский кинематограф уже приучил нас, что ангелы это не розовощекие дети с крылышками, а суровые мужики с мечами, иногда устраивающие здесь свои разборки. И не всегда ясно, с кем и за что война.

 

Так что, пусть так.

 

Яд – я верю и знаю, что яд порой изгоняют ядом.

 

Вопрос различия меж отравой и лекарством лишь в дозе и методе, поэтому многие тексты, теории и суждения, часто кажущиеся вредными и вызывающие оторопь, как данный роман, в действительности лечат нас.

 

Пейте смело.

 

ДОПОЛНЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Еще яду, пожалуйста.

 

Об открытии увеселительной «Сталинской Дачи» и связанных с тем реальных коллизиях, апокалипсических прогнозах и спорах я уже писал год назад:

Банкет с упырями

 

О некоторых по-настоящему смелых и достойных делах назначенного мне в подельники нижегородского предпринимателя Геры Князева я недавно рассказывал тут:

Экстремистские воспоминания

 

О природе некоторых совершенно диких идей, овладевших массами:

Социальная шизофрения

 

О странной любви народа к тиранам:

Чары красного бога

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

О глубинной людской природе и возможном делении нас на два племени: Людей-Орлов и Людей-Мышей я буду рассуждать подробнее в следующей статье:

Крылатые лица

 

А еще, скоро я непременно продолжу рассказ о сложной реальности нашего так называемого «Я», часто не слишком отличающегося от реальности воображаемых литературных и кинематографических героев.

 

Все это непременно будет: будет, но — чуть позже.

 

А сейчас мне и вправду пора лететь.

 

До встречи, друзья.

Габелев Евгений Павлович

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Сбор средств для группы
Контакты

Организация концертов
(Вадим Демидов)
e-mail: vaddem@mail.ru
тел.: +7 951 914 6789


Андрей (все вопросы по сайту)
реклама, корректировка
e-mail: arhipov@nnovgorod.ru
+7 920 053 9790 (+ Viber)
Skype: av_arhipov

Домен hronop.com принадлежит Андрею Нигину
e-mail: andrey_n@zmail.ru
Блог о правильной музыке