ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГРУППЫ ХРОНОП НИЖНИЙ НОВГОРОД
Вадим Демидов — вокал, акустическая гитара
Игорь Шивыров — бас-гитара
Александр «Хирург» Охлопков — электрогитара, акустическая гитара (8, 11)
Павел Носков — барабаны
Алекс Репьев — клавишные, сэмплы, саундпродюсирование
Михаил Зельманов — вибратон, металлофон, перкуссия
Надежда Рыбакова — арфа (8, 11), китайская флейта Bawu (8)
Сергей Данилов — скрипка (12)
Игорь Пестов — Talk Box (6)
Михаил Киселев — гитара (6)
Павел Михайлюк — хэнг драм (3, 8)
Альберт Родин — саксофон (6, 10)
Александр Комаров — труба (11)
«Дамские пальчики» — Наталья Спирина (скрипка), Галина Илларионова (скрипка), Елена Ершова (виолончель), Ирина Романова (виолончель)
Песни — Вадим Демидов
Запись — Алекс Репьев (студия «Тонмейстер»)
Охота белых егерей
Если мне память не изменяет, первый вариант «Охоты» я написал еще до «Венецианского альбома», то есть в начале 2007-го. Но в него она не вошла, и даже когда мы приступили к аранжировкам юбилейного альбома, она не фигурировала в числе фаворитов. Хотя весной прошлого года мы «Охоту» на репетициях разминали и даже пару раз сыграли на концертах, но, по всей видимости, сделана она была скучновато, и во время первой летней сессии мы ее писать не стали. Я помню, что на одну из репетиций (это уже был сентябрь) никто из хронопов кроме меня и барабанщика Паши Носкова не приехал — из-за пробок, что ли. И мы с ним, никуда не торопясь, наигрывали разные вещи, в том числе и «Охоту». Он неожиданно предложил интересный бит, который меня сразу «закачал». На той же репетиции мы записали в комп ее демо — просто, чтобы не забыть. Еще пару-тройку репетиций, и все партии сцепились между собой.
Уже перед записью я основательно переписал текст. Практически все куплеты подверглись переработке. Любопытно, что те, кто полюбил эту вещь года два назад, даже пеняли мне, что я все переделал. Но мне показалось, что в старой версии текст был жидковат.
Послушав первое сведение «Охоты», мы решили поставить ее первым номером в альбоме. Кажется, она задает настроение всей программы. В ней намечена основная тема альбома -маленький человек в имперских пространствах.
Animal Planet
Когда мы приступаем к записи нового альбома, всегда большая часть песен для него уже сочинена — примерно 8-10. Остальные придумываются во время записи. Animal Planet появилась летом 2009-го, к тому времени песен пять мы для альбома уже записали, и занимались аранжировками еще трех-четырех. Песня навеяна прогулками по центру Нижнего, в воскресные дни у Кремля не протолкнуться — свадебные кортежи, корпоративные гуляния. Но ноги сами ведут в центр города — там красиво. И почему-то кажется, что и люди там красивее.
Animal Planet — песенка «маленькая», камерная. Я пару раз заезжал домой к гитаристу Саше Охлопкову, и мы вдвоем сочиняли гитарные сетки. Дело в том, что он в течение года был очень занят по вечерам, и на общих репетициях появлялся нечасто (он играет обычно в группах трех-четырех, а еще в губернском оркестре). Как-то сразу было решено писать гитару с «тремоло», чтобы нотки прыгали как на пружинках. К тому же вспоминается звук из сериала «Твин Пикса», темы Анжело Бадаламенти. Одна из моих самых любимых песен на новом альбоме.
Смерть поэта
Сочинил я ее года три назад. И довольно часто пел на сольных «акустиках». Что касается текста, то он написался на одном дыхании, за один вечер. Однако на новый альбом «Смерть поэта» попала едва ли не случайно. Я ее как-то наигрывал на репетиции, и Паша Носков мгновенно откликнулся ритмом на томах. Сразу возник грув. Остальные музыканты мгновенно включились, и вчерне песня была сделана за одну репетицию. Запись той репетиции я потом многократно переслушивал — даже в демо-записи песня вполне себе качала.
Алекс Репьёв на сведении не раз называл ее «самой рокерской» песней ХРОНОПа. В одном из куплетов предложил пропустить бас через фузз, что всем очень приглянулось…
Глоток надежды
Когда новый альбом только задумывался, мечталось, чтобы в качестве гостей на нем поиграли наши музыканты-друзья. И даже целые группы (почему бы и нет — ведь альбом юбилейный!). От некоторых групп были получены «добро» на сотрудничество, однако в реале случился только один альянс.
Со струнным квартетом «Дамские пальчики» я знаком давно, не раз бывал на их концертах, писал о них восторженные тексты в различные издания. В свою очередь, скрипачка Галя Илларионова очень тепло относится к нашим песням, с ней мы и обсудили возможность записать совместный трек. Я выслал ей три песни на выбор, и «Пальчики» остановились на «Глотке надежды» (помню, что среди них была и «Все женщины с солнца»).
К тому времени я уже слышал альбом «Дамских пальчиков» — «Снежность» (на музыку Леонида Федорова), поэтому отдавая им песню, представлял, что девушки могут с ней сотворить. Собирались мы с ними два или три раза — в театре оперы и балета, где девушки работают. С каждой репетицией песня обретала все более завершенный вид. «Пальчики» для записи пригласили мастера перкуссии Мишу Зельманова (из группы Ill!noiz), с которым тоже давно знакомы. Насколько я знаю, с ним девушки провели лишь одну репетицию, причем в студии Зельманов забыл все придуманные ходы (к немалому смущению квартета) и полностью отдался импровизации.
Я планировал, чтобы «Дамские пальчики» записывались поочередно (сначала виолончели, потом скрипки), но оказалось, что девушкам удобнее играть всем вместе. Звукорежиссер Алекс Репьёв был не против — вместе так вместе, у «живой» записи всегда винтажный звук. Что меня позабавило — во время записи «Дамские пальчики» употребили парочку бутылочек коньяка…
Москва
Первая версия «Москвы» (называлась тогда «Слушай нас, Москва») была сочинена для группы «Крупская», которую я продюсировал в 2003-м. Она даже дала название альбому «Крупской». Сегодня песня основательно подзабылась, и ХРОНОП решил ее реанимировать, тем более, что сегодня, как мне думается, она еще более актуальна. Аранжировка утяжелилась. К тому же я переписал два с половиной куплета.
Не припоминаю в истории рок-н-ролла (хотя почему бы такому не быть!) гитарного соло, в котором участвовала лишь одна нота. Саша Охлопков на протяжении 16-ти тактов играет одну и ту же ноту ля, и я уверен, слушатель, не заснет от скуки. Еще отмечу — дабовый бас Гоши Шивырова.
Китайцы
Я к этой песенке давно подбирался. Но сделать ее лобово было бы слишком простым решением. Для начала мы решили сыграть куплеты и припевы в разных темпах, а на коде подняли темпоритм еще на несколько единиц. Как раз с кодой возились дольше всего — хотелось устроить пир во время чумы. Тут подключились и Алекс Репьёв на фоно, и саксофонист Алик Родин (с ним водим приятельство со времени, когда он играл в группе 7000$), и Игорь Пестов из «Растяпино бразерс», он принес в студию Talk Box, или «золотое горло», довольно редкий инструмент. И новый «хроноповский» гитарист Миша Киселев сыграл пару стаккатных риффов в припеве.
Наверное, теперь я в Китае персона нон грата…
Сумасшедшие
В акустической версии эта песня была медляком. Но мне хотелось сделать ее поживее. Начали разминать мы «Сумасшедших» ранней весной 2009-го. Параллельно разминали и «Все женщины с солнца», и «Опоздал на поезд», и еще какие-то вещи, но остановились лишь на «Сумасшедших». Думаю, все дело в том, что Охлопков придумал любопытную гитарную сетку, которая уютно легла на Пашин ритм. Мы играли «Сумасшедших» на концертах в течение всего прошлого года.
По сути, это и не песня вовсе, а набросок, запечатленное мгновение, мысли, проносящиеся в голове человека, что смотрит на воду. И выпивает с другом. Помнится, я ее сочинил, в десятый, наверное, раз перечитывая «9 рассказов» Сэлинджера.
Полчаса
У ХРОНОПа появилась традиция вставлять в альбомы романсы (первый был на «Любителе жидкости»). Собственно «Полчаса» — это продолжение песни «В руках дурака» с «Венецианского». Вернее, ответ на то письмо. Правда, отправитель письма находится, скорее, не в «горячей» точке, а с большой вероятностью — уже на небесах.
Я пригласил на запись романса Надю Рыбакову, главного участника группы Athas, что исполняет кельтские песни. Надя сыграла на арфе и на китайской флейте Bawu. С Надей мы знакомы много лет, но в студии встретились впервые.
В песне гостит еще один мой старинный друг — Павел Михайлюк, продюсер международного проекта «Гоатика» (Goatica Creative Lab). Он в своей московской студии сыграл на хэнге и сам же записал свою партию.
Друзья остались
Друзья постепенно остаются на черно-белых фотографиях на стене… Забирает их небесный патруль.
После смерти Алексея «Полковника» Хрынова, я полгода не мог прийти в себя, настолько его уход сбил у меня всю резьбу. Этой песне безоговорочно было забронировано местечко на альбоме.
Пора мне бить по струнам
Хроноповские марши — дань любви к брит-попу.
В каком-то смысле «Бить по струнам» составляет пару песне «Друзья остались», хотя по настроению иная. О том же самом, только без горечи — иронично. Текст писался довольно долго, что для меня не совсем обычно. Было четыре или пять редакций. Поначалу я спел «Бить по струнам» в студии слишком загрузно — через полгода прослушал и понял, что надо спеть иначе, в итоге песня стала более прицельной. Шутки ради пропустили саксофон Алика Родина через флэнджер. Не слышал, чтобы кто-то так же делал. Басист Гоша Шивыров играет аккордами — здесь он применил этот прием впервые, но с тех пор полюбил это дело.
Были бы мы поэты
Еще одна «маленькая» песня. Ее очень любит моя жена Лена, это ей подарок.
Саша Охлопков играл на «акустике» с нейлоновыми струнами. Репетировали мы с ним у него дома. Затем демо я отправил Наде Рыбаковой, которая придумала партию арфы, и Мишке Зельманову, чтобы подыграл на металлофоне, который он незадолго до того привез из Казани. Когда писали перкуссию, в студии находился трубач из «Элизиума» Саша Комаров (его группа тут же записывала альбом). У Комара было свободное время, и он подключился — сыграл в коде.
На пыльной родине
Песня появилась под занавес «Венецианского альбома», ее акустическая версия вошла в презентационный диск. На новом альбоме «Родина» задала небесный лейтмотив. Да, это мажорная, и поэтому слегка помпезная баллада. По звучанию близка к прошлогоднему альбому, ведь на скрипке вдохновенно играет все тот же Сергей Данилов. Недаром у него кличка Волшебник…
01 | Охота белых егерей | скачать | |||
02 | Animal Planet | скачать | |||
03 | Смерть поэта | скачать | |||
04 | Глоток надежды feat. «Дамские пальчики» | ||||
05 | Москва | ||||
06 | Китайцы | ||||
07 | Сумасшедшие | ||||
08 | Полчаса | ||||
09 | Друзья остались | ||||
10 | Пора мне бить по струнам | ||||
11 | Были бы мы поэты | ||||
12 | На пыльной родине | ||||
13 | Две осины (бонус) | ||||
14 | То, что искал на небе (Летчик-2) | ||||
15 | Ты ложишься с одной (поешь совсем другой) — версия 2010 г. |