ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГРУППЫ ХРОНОП НИЖНИЙ НОВГОРОД
Дневник наоборот (о туре “Байкал-90, в рамках акции “Рок чистой воды”)
11 СЕНТЯБРЯ
Прощай-прости, Байкал! Твоему небу сегодня так идет самолет. Именно сегодня. Стюардессы хвалятся аэрофлотовскими лицами, и мы, разбитые и простуженные, домой летим с радостью. Полчаса назад Пашу Носкова усталая пожилая милиционерша оштрафовала за курение в неположенном месте. Мы громко аплодировали ей, первому учредителю и организатору будущей международной акции “Рок чистого воздуха”;
Виват!
Прощай, 3 рубля!
Прощай, Иркутск!
10 СЕНТЯБРЯ
День экономики развитого социализма. “Хроноп” шныряет по иркутскому базару и скупает все, что хорошо лежит — кедровые орешки, шишки (того же дерева), масло пихтовое ( очень ценный медицинский препарат), зеленый горошек (по договорным ценам), классные туристические ботинки (для мокрой осени лучше не придумать), пластинки, книги, походя приценивается к мясу (цены как у нас!), персикам, винограду, “адидасам” и проезжающим автомашинам.
Пока шли мы по Иркутску, кстати, очень напоминающему Горький, пристально вглядывались в лица прохожих; честное слово, писатель Валентин Распутин так и не встретился — дома, что ли, сидел…
9 СЕНТЯБРЯ
“Байкал-90” осуществлен с помпой — едим в одном , из лучших ресторанов Иркутска “Фильтенберг”, или, как его звали все участники акции — “Кюхельбеккер”. Боже мой, несчастные зеленые фитюльки (хронопы) поели в байкальских ресторанах за всю оставшуюся жизнь. И поэтому изжога мучила их ночам посменно с шустрыми насекомыми.
Вечерний концерт состоялся в местном цирке со всеми вытекающими отсюда запахами. Звери в основном, видимо, были в отпусках, и по коридорам скитался грусный бесхозный тигренок месяцев трех от роду, которого хронопы хотели приручить на месте, а тот только икал от пеэедания. Концерт был вполне роковым по составу зрителей, и это приятно удивило. Из выступающих можно было бы отметить лишь иркутский “Принцип неопределенности”, играющий такую, казалось, знакомую музыку, что хотелось выйти и подпеть. Впрочем, никто так и не вышел. Остальные (“Чайф”, “Хроноп”, “НЭП”, Юра Наумов) пели простуженными голосами «и давали народу (публике) все, что тот хотел.
8 СЕНТЯБРЯ
Концерт в Ангарске. Это город-спутник Иркутска, центр нефтехимии. Чтобы представить себе Ангарск, нужно просто выбрать часика полтора и съездить в Дзержинск и… “Ты все поймешь, ты все увидишь сам” (под музыку М. Дунаевского). Реклама в тамошней студенческой газете сообщала, что в концерте “Рока чистой воды” согласились принять участие “Телевизор”, “Машина времени”, “Агата Кристи”, “Калинов мост” (!?), “СВ”, поэтому хронопы и иже с ними были встречены с полным безразличием. Это говорило, с одной стороны, что байкальчане сильно врубаются в рок, с другой стороны — что они не врубаются в рок “ваще”.
Гвоздем программы на этот раз был бельгийский коллектив “Gangsters D’Amour”, бледный с точки зрения музыки, но с совершенно улетным шоу. Два певца-шоумена не брезговали ни одним способом, чтобы завести сидящих в зале. Сначала это веселило, потом становилось дурным тоном, к концу выступления уже входило в привычку и поэтому с легким сердцем можно было рассматривать вестибюль,. Впрочем, запомнилась их духовая секция о двух трубачах. С драйвом играли.
5, 6, 7 СЕНТЯБРЯ
“Рокеры чистой воды” оттягиваются на холодном (но еще не покрытом инеем) берегу Байкала на турбазе “Песчаная бухта”. Прозрачность воды в бухте была буквально критической, и постоянно хотелось кричать, что такой “ЧИСТОЙ» вода быть не может; грудь участника экологической акции при этом поднималась, как тесто на дрожжах, и все мы ходили важные, как индюки.
А местечко и впрямь красивое. Скалы с обеих сторон бухты вызывали в памяти съемки “Десяти негритят”, и эту красоту с удовольствием снимала московская киногруппа, которая обещала месяца через три смонтировать фильм о нашей рок-акции.
Парусная яхта увозила нас (хронопов и двух незадачливых тусовщиц-голландок) в открытое море (да-да, не озеро!), и мы на всякий случай спрашивали; где тут грот (бац! одна шишка на темени) и где таксель (еще раз — бац!) и почти до крови). Виктора бы Конецкого сюда…
Вечером б сентября был почти незапланированный сейшн, который неожиданно удался. Миша Борзычин пел “Ю ТУ” почти голосом Боно, Наумов играл блюзы, как бог (жаль, что в январе ты, Юра, уезжаешь за океан форевэ), “Хроноп” тоже травил обслуживающий персонал турбазы своим блюзом (“Отравленный блюз”), в котором Андрюха менял (как всегда удачно) флейту на гитару, Володя Шахрин под аккомпанемент “НЭПа” спел несколько своих рок-н-роллов, которые, конечно, в ленинградской обработке рок-м-роллами уже не являлись. Ей богу, вечерок славный вышел.
Назад (как, впрочем, и в “Бухту”) ехали на пароходе “Александр Вампилов”, что явно отдавало декадансом — т. к. известный наш драматург (помните “Утиную охоту”?), именем которого названо сие судно, утонул в 72-м году в том же самом Байкале. Но нам явно везло, пароход лишь слегка опаздывал (в оба конца, конечно), что, естественно, ему с легкостью прощалось, ох уж это суеверие…
4 СЕНТЯБРЯ
Первый концерт акции в столице Бурятии Улан-Удэ. Шахрин в арабском платке выступал сольно и выглядел как смесь Ясира Арафата и Литла Стивена (у Спрингстина такой гитарист был, он еще потом песню “Сан-Сити” написал, а Ясира Арафата все знают, он с Брежневым дружил). “Настя” — как обычно. “НЭП” выступал первым и своим поп-панком тяжело шевелил бурятский Дом спорта, “Хроноп” играл “ночную программу”, куда вошли “Ночная прогулка в чужом районе”, “Здесь и сейчас” и “Багровый охотник”. Исполнялись эти песни в полной темноте, атмосфера в зале действительно была жутковатой.
Безусловно, открытие этого концерта — “Альянс” с Инной Желанной. Московский профессионализм плюс сильные голоса Инны и Игоря Журавлева (помните, “На заре” — был такой номер а-ля “Депеш”) плюс русские интонации и поп-аранжировки были с энтузиазмом встречены байкальской молодежью. Она проснулась и выбежала танцевать и не прекращала двигаться даже под нудно-помпезные запилы следующей группы программы — “Театра пилигримов”. Неплохо в целом. Жаль лишь Юру Наумова, он из-за улюлюканья жадной до танцев толпы — не смог допеть даже одну песню.
3 СЕНТЯБРЯ
Только прилетели в Улан-Удэ. А что? Хорошо живут, в магазинах хоть что-то есть. Даже корейские сигареты лежат на прилавках. Орешки — всего по 60 копеек стакан, грызи — не хочу.
Ездили в центр буддизма в СССР — монастырь Дацан, славное и тихое место, несмотря на экскурсионные группы, влюбленных в экзотику французов и американцев. По периметру монастыря, который прямоугольно обнесен забором, расположены так называемые греховные барабаны, т. е. бочки разной величины, вращающиеся на оси, и на которых нанесены молитвы-заговоры от грехов на древнетибетском. Ох, и покрутили мы эти барабаны. Сколько их было — сто, двести… Словом, покинули мы монастырь, видимо, чистые, что ангелы.
По дороге нашли одного монаха-шамана и уговорили его послушать последний альбом “Хронопа”, благо, плейер, был с собой. Тот слушал внимательно, лишь изредка приглаживая несуществующие вихры на бритой голове. То, что он поведал нам после прослушивания песен, немного шокировало. Оказывается, хронопья музыка оказывает лечебное действие, причем особенно она полезна гипертоникам, т. е. Тем, кто страдает повышенным давлением. Поэтому склонные к гипертонии чувствуют на концертах “Хронопа” удивительно комфортно, давление приходит в норму, но, к сожалению, лишь на то время пока длится эта музыка. Шаман попросил кассету на память, чтобы лечить ею страждущих; конечно, в такой просьбе ему нельзя было отказать. Так что покидали мы монастырь с чувством глубочайшего удовлетворения.
2 СЕНТЯБРЯ
Собственно, мы подошли к началу нашего короткого путешествия. Я завидую вам, вы уже все знаете, если внимательно прочитали вышеприведенные записи, а мы еще только летим в Забайкалье на ТУ-134 и нам еще ничего неизвестно из того, что уже знаете вы. Правда, что удивительно, летим на самолете всемером; “Хронопы” и Володя Шахрин. Одна околокосмическая фирма, располагающая несколькими самолетами, любезно согласилась нас бесплатно подбросить в Улан-Удэ. Дэ здравствует авиастоп! И рок-н-ролл тоже!
Вадим Демидов. Опубликовано в газете “Ленинская смена”, 10 .10. 90 г.
Зеленоград — Байкал — Горький